Вьетнам начал амбициозный переход от мотоциклов с двигателями внутреннего сгорания к электромотоциклам, что может изменить города, экономику и повседневную жизнь. Решение правительства о постепенном запрете бензиновых байков призвано преодолеть критическое загрязнение воздуха, но вызывает серьезные опасения среди миллионов граждан, — Deutsche Welle.
Вьетнам, где на 80 миллионов жителей приходится более 45 миллионов мотоциклов, готовится к масштабным изменениям. В июле 2025 года премьер-министр Фам Минь Чинь объявил, что к середине 2026 года все бензиновые мотоциклы будут запрещены на Кольцевой дороге 1 в Ханое, протяженностью 7 км. Город, который в 2025 году был признан «самой загрязненной метрополией мира», надеется, что это решение улучшит качество воздуха.
Запрет коснется до 2 миллионов ежедневных пассажиров, а в будущем будет расширен на Кольцевую дорогу 2 (до 2028 года) и Кольцевую дорогу 3 (до 2030 года). Аналогичный план обсуждается и в Хошимине, где планируют постепенно вывести из обращения 400 тысяч мотоциклов, используемых для услуг такси.
Эти шаги являются частью общенациональной стратегии: к 2030 году правительство стремится, чтобы электрическими были 22 % мотоциклов и 30 % автомобилей.
По данным ВОЗ, ежегодно из-за загрязнения воздуха во Вьетнаме погибают не менее 70 тысяч человек, а экономика теряет до 11 миллиардов евро (около 5 % ВВП). В январе 2025 года уровень опасных частиц PM2.5 превысил нормы ВОЗ в 24 раза, вынудив закрыть школы и заводы.
Несмотря на экологическую мотивацию, правительственные ограничения имеют и экономическую подоплеку. Аналитики считают, что это поможет местным гигантам, таким как VinFast и Pega, закрепиться на рынке. Японский концерн Honda контролирует 80 % рынка бензиновых мотоциклов, но его доля в сегменте электробайков незначительна. Зато VinFast и Pega занимают около 70 % этого рынка.
Решение о запрете вызвало неоднозначную реакцию. Хотя многие жители поддерживают борьбу с загрязнением, есть и те, кто считает темпы изменений слишком быстрыми.
Основное беспокойство выражают работники неформального сектора, для которых мотоцикл — единственное средство заработка. Даже самые дешевые модели электробайков стоят около 380 евро, тогда как средняя месячная зарплата во Вьетнаме составляет примерно 250 евро.
Ассоциация производителей мотоциклов Вьетнама, которая преимущественно состоит из иностранных компаний, обратилась к правительству с просьбой отложить полный запрет, предупредив о значительных потерях рабочих мест и падении продаж.
Эксперты не исключают, что правительство может отсрочить полную реализацию плана, представив это как «практическую корректировку», а не как неудачу.
Больше новостей читайте на GreenPost.