'Дизельгейт' был только началом: Volkswagen может закрыть автозаводы на территории Германии

6 мин на прочтение09 Сентября 2024, 16:38
Электрические минивэны Volkswagen ID.Buzz. Фото: Julian Stratenschulte/dpa/picture alliance

Такого за 90 лет существования концерна еще не было.

Первая сентябрьская неделя – возможно, самая тяжелая для немецкого концерна Volkswagen (VW) за последние 10 лет. Во вторник, 3 сентября, в Высшем земельном суде Брауншвейга начался громкий процесс: инвесторы судятся с концерном VW из-за «дизельгейта». Днем ранее концерн объявил о немыслимых прежде перспективах — возможном закрытии автозаводов на территории Германии. А 4 сентября состоялось первое собрание коллектива концерна с протестами против объявленных мер руководства. О ситуации рассказывает Deutsche Welle.

VW обманывал миллионы клиентов, власть и акционеров

9 лет назад, в сентябре 2015 года благодаря отчету ведомства США по защите окружающей среды становится известно, что знаменитый немецкий концерн занимался крупномасштабным промышленным обманом — занижал показатели вредных выбросов у автомобилей с дизельным двигателем. Новость привела к огромному скандалу, названному «дизельгейтом», который нанес VW колоссальный имиджевый и финансовый ущерб — до 32 млрд евро только на сегодняшний день. Персонально это ударило по многим ведущим менеджерам автогиганта, включая тогдашнего главу концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна . Последний ушел в отставку на следующий день после оглашения о манипуляциях, и теперь он является ключевым свидетелем на процессе в Брауншвейге.

Винтеркорн мог бы пролить свет на многое в дизельном скандале. Ведь чего не было за все эти девять лет, это ответов на ключевые вопросы: какие руководители принимали решения, расширять присутствие VW на рынке дизельных авто в США, несмотря на несоответствие автомобилей концерна необходимым в Штатах экологическим нормам, кто и как встраивал специальное программное обеспечение, отключавшее измерения показателей выбросов. Винтеркорн, который кичился знанием всех, даже мельчайших деталей производства, настаивает, что ничего о манипуляции не знал до последнего, и обвинения в свой адрес отвергает.

Между тем, 77-летнему Винтеркорну грозит до нескольких лет лишения свободы, если его признают виновным по одному или всем трем обвинениям: в мошенничестве, манипуляции рынком, а также предоставлении ложных показаний в бундестаге об обстоятельствах «дизельгейта».

«Пазл по проблемам», или Новый кризис VW

Но еще тогда, 9 лет назад, дизельный скандал был далеко не единственной проблемой VW: гигант из Вольфсбурга страдал высокими затратами, низкой рентабельностью и жестким госрегулированием — федеральная земля Нижняя Саксония имеет 20% акций и право заблокировать те или иные решения.

За 9 лет концерну не удалось сменить, и сегодня его положение только ухудшилось. Конкуренты на теперь главном для концерна китайском рынке оттеснили VW с первого места, и это надолго. Эксперты в Германии откровенно говорят, что немецкие электромобили в Китае «неконкурентоспособны». Но, кроме Китая, у VW целый "пазл проблем", говорит авторитетный немецкий автоэксперт, директор исследовательского института CAR Center Automotive Research в Дуйсбурге профессор Фердинанд Дуденхеффер.

Протесты на встрече трудового коллектива VW 4 сентября 2024 года. На плакате написано: "Развивать, а не управлять". Фото: MORITZ FRANKENBERG/AFP

Самая большая головная боль — необходимость снизить затраты на производство новых «фольквагенов» в самой Германии. Рентабельность материнской марки концерна составляет 3,4 %, при этом внутри страны VW работает себе в убыток - «фактически зарубежные дочки субсидируют материнскую марку», объясняет Дуденхеффер.

Закрыть завод в Германии? Раньше было просто немыслимо

Программа экономии в первые шесть месяцев 2024 года не принесла желаемого результата, и концерн объявил о готовности пойти на нарушения казавшихся нерушимыми табу. Нынешний глава концерна Оливер Блум не исключил возможности закрыть заводы в самой Германии – такого за 90 лет существования Volkswagen еще не было. И второе, что тоже было немыслимо в прошлые 30 лет: руководство концерна намерено раньше срока отозвать гарантию того, что наемным сотрудникам не грозит действовавшее до 2029 года увольнение.

«Нам не хватает продаж где-то 500 тысяч автомобилей – объем производства примерно двух заводов. Это не связано с качеством наших автомобилей или работой сбыта. Просто для них нет рынка», — объяснил на встрече 4 сентября с представителями коллектива финансовый директор VW Арно Антлиц. В течение десятилетий VW фактически не имел возможности снизить производственные издержки при необходимости, объясняет Дуденхеффер.

Сегодня это стало одним из причин наибольшего кризиса для VW в 1990-х годах, говорит специалист по авторынку ФРН, директор Центра автомобильных исследований Хелена Висберт. Закрытые заводы не уничтожили, но висят, ошиблись, говоря словами, клиенты не готовы больше платить за надпись «Сделано в Германии».

«У нас нет проблем с VW, у нас есть проблема с Германией»

Не во всех проблемах виноват сам концерн VW, в один голос говорят немецкие автоэксперты, учитывая влияние государства.

«У нас нет проблем с VW, у нас есть проблема с Германией», — сформулировал ситуацию Дуденхеффер.

Электрокары VW «не полностью соответствуют вкусам потребителей», и у концерна проблемы с качеством, признает эксперт, но, по его мнению, куда отрицательнее для концерна оказалось непредсказуемое поведение властей ФРГ.

"Это не Вольфсбург (где расположена штаб-квартира VW. — Ред. DW), а Берлин (правительство ФРГ. — Ред. DW) покинул автопроизводителей с электромобилями в беде", — говорит Дуденхеффер о ситуации, когда в конце 2023 года правительство ФРГ ранее срок без предупреждения прекратил выплачивать премии за покупку электромашин. Спрос на электрокары в Германии в 2024 году упал, а из-за повышенного спроса в прошлом августе из-за государственных премий сегодня это выглядит особенно драматично: минус 69% в августе 2024 года до августа 2023-го.

Руководство Volkswagen на встрече с представителями трудового коллектива концерна, 4 сентября 2024 года. Фото: MORITZ FRANKENBERGZ/dpa/picture alliance

Руководство VW: спрос падает, и время проходит

Дела у концерна на этом фоне еще не так плохи: прошлый год он закончил с прибылью в 22 млрд евро при обороте в 322 млрд и планирует прийти к 2025-му со схожими показателями. Но необходимость экономить на фоне спада спроса только растет: если в начале года речь шла о 10 млрд., то теперь журналисты Handelsblatt говорят о 14 млрд. И руководство уверено: дальше будет только хуже.

"У нас есть 1-2 года, чтобы взять другой курс", — попытался убедить Антлиц представителей рабочего коллектива концерна.

Пока профсоюзы обещают «ожесточенную борьбу» против планов руководства концерна, власти Нижней Саксонии просигнализировали, что готовы помочь — при сохранении производственных площадок. Не все эксперты уверены, что дело дойдет до закрытия заводов и предполагают, что речь идет скорее о формулировании максимальных требований на переговорах с наблюдательным советом концерна, властью и профсоюзами.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: