Влада Ветрова3 мин на прочтение08 Августа 2024, 20:46
Что такое паническая атака и как она проявляется?
Паническая атака - это внезапный приступ сильного страха без видимой причины. Это не обязательно ужас перед реальной опасностью, когда есть угроза жизни или здоровью. Она может произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно.
Приступы паники имеют разные проявления и иногда могут напоминать сердечный приступ:
- ускорение сердцебиения,
- дрожание конечностей или всего тела,
- одышка или затрудненное дыхание,
- спазмы в животе или тошнота,
- боль в груди,
- головная боль,
- головокружение,
- озноб или жар,
- сильное потоотделение,
- онемение и тому подобное.
Если вы наблюдаете у ребенка такие симптомы в сочетании с состоянием испуга, потерей контроля над телом и мыслями, попробуйте перевести его внимание на что-то конкретное, что происходит в этот момент.
Что нельзя делать при панической атаке?
Не имеет смысла обращаться к ребенку, который испытывает паническую атаку, с просьбой успокоиться, не бояться: фразы вроде "Не бойся" и "Успокойся" не сработают. В таком состоянии ребенок вас просто не услышит или не поймет смысла увещеваний.
- Лучше, обратившись по имени к ребенку, скажите: "Я вижу, что ты напуган/а, но я рядом и помогу тебе с этим справиться".
Так же не стоит обесценивать эмоции и страх ребенка. "Ничего страшного не произошло", "Не стоит так переживать" - неудачная поддержка.
- Вместо этого признайте чувства ребенка и попробуйте перевести его внимание на что-то реальное, конкретное.
Как успокоить ребенка во время панической атаки?
В своей брошюре "Стрессоустойчивое ребенковедение" психолог Светлана Ройз советует действовать по такому сценарию:
- Внимание: обратитесь к ребенку по имени, попросите назвать или повторить ваше; попробуйте встретиться взглядом, попросите посмотреть на вас и кивнуть, что видит вас.
- Дыхание: хорошо, если ребенок обнимет себя, скрестив и немного сжав руки на грудине, и будет так медленно дышать, чувствуя как двигаются ребра. Попросите сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, а дальше дышать медленно, с длинным выдохом, как будто задуваем свечи на торте. Можно сделать повороты туловищем, как будто скручиваемся.
- Дрожь: если ребенок дрожит, попросите его потрясти руками, как стряхивает воду с ладоней, а затем - всем телом, словно мокрая собака, которая стряхивает с себя воду. Также можно попробовать напрячь мышцы еще сильнее, а затем потянуться - и "растаять", как снеговик.
- Тактильный контакт: с разрешения ребенка - крепко обнимите или сожмите руку, разотрите тело.
- Сосредоточение на реальности: попросите сказать, что он/она слышит, видит, какие запахи и вкусы чувствует. Или предложите описать какой-то окружающий предмет в мельчайших подробностях или посчитать, сколько людей в зеленом (красном).
- "Заземление": попросите посмотреть на свои ноги, сделать перекаты стопой, согнуть и разогнуть пальцы стоп или опереться спиной и/или ягодицами на неподвижную опору.
- Действие: дать воду, чтобы ребенок сам раскрутил бутылку, попил.
- Фиксация результата: обязательно проговорите, что страх прошел, восстановите хронологию и подытожите, что сейчас все хорошо.
Больше новостей читайте на GreenPost.