Еще с советских времен мы привыкли к ситуации, когда номинально бесплатная медицина влетала в копеечку всем, кто прибегал к ней — и с каждым годом лечиться становилось все дороже: ведь разрыв между декларацией и реальными возможностями все углублялся. Получалось, что украинцы фактически платили дважды: сначала налоги, из которых формируется бюджет (и идет, в частности, на финансирование медицинских учреждений), а затем отдельно за собственное лечение.
Чтобы исправить эту ситуацию, в ходе медреформы была принята Программа медицинских гарантий. Речь идет о государственных гарантиях медицинского обслуживания населения — перечень и объем медицинских услуг и лекарств, которые оплачиваются из государственного бюджета (то есть это деньги налогоплательщиков) на основе единых национальных тарифов.
1 апреля этого года Программа медицинских гарантий стартовала в полном объеме, заработав и для первички, и для вторички. Но прошло полгода — а пациенты по-прежнему продолжают нести в больницы добровольно-принудительные «благотворительные взносы».
Как можно изменить эту ситуацию — разбирается GreenPost.
Почему пациент платит дважды?
Главной причиной является то, что он не знает, что уже заплатил. Многие украинцы несут деньги в больницы потому, что просто не знают о существовании Программы медицинских гарантий, и в больницах вовсе не спешат их информировать.
Врач должен рассказать, какие услуги пациент получает бесплатно по программе медицинских гарантий. Об этом в своем выступлении на III Национальном онлайн-форуме «Программа Медицинских Гарантий: шесть месяцев» напомнила адвокат Наталья Маркочева, член Комитета по медицинскому и фармацевтическому праву и биоэтике Национальной ассоциации адвокатов Украины.
Информацию об объеме программы медицинских гарантий больницы обязаны размещать на своих сайтах, чтобы пациенты понимали, на что могут рассчитывать. Однако Наталья Маркочева констатирует: к сожалению, на сегодняшний момент эти обязательства не выполняются.
О том, какие услуги должны быть бесплатными, только 7,5 % пациентов узнает от врачей, то есть врачи не говорят почти о бесплатных медицинских услугах. Наибольшая доля — 71,1 % пациентов — получают эту информацию от пациентских ОО. Очень мало — 11,3 % пациентов — нашли ее на сайте НСЗУ. Хотя она там есть — и о медицинских учреждениях, которые оказывают ту или иную услугу, и об объеме этих услуг. Но неудобный интерфейс очень усложняет, если вообще не исключает поиск нужной информации.
Что делать, когда денег требуют, а ты знаешь, что уже заплатил?
Однако бывает так, что пациент знает, что медицинскую услугу уже оплатило государство по Программе медицинских гарантий (то есть и он из своих налогов), но ему ставят требование: или давай деньги, или иди туда, откуда пришел. Что делать в таких случаях?
Пока единственным работающим механизмом является жалоба через электронную форму на сайте НСЗУ через форму «Обращения граждан» или телефонный звонок в контакт-центр по телефону 16-77. Рассмотрев такое обращение, НСЗУ должна провести проверку и добиться возобновления права на бесплатное лечение.
«Если пациент обращается в НСЗУ с жалобой, что у него требовали деньги за медицинские услуги, которые должны предоставляться бесплатно, то НСЗУ может обратиться в правоохранительные органы и расторгнуть договор с таким учреждением в одностороннем порядке», — пояснила Наталья Маркочева.
И. о. главы НСЗУ Андрей Виленский напомнил об открытии реальных уголовных дел из-за таких обращений — «в Ивано-Франковской области — около десятка». Он сообщил о том, что в НСЗУ работают над дальнейшим улучшением ситуации, например, разработали изменения в 410-е постановление Кабмина «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий» и предложат правительству их внести. В частности, предлагается усовершенствовать мониторинг выполнения договора — ведь сейчас наблюдением за тем, как происходит оказание медицинских услуг, занимаются преимущественно различные ОО, а не государство. Кроме того, нужны штрафные санкции для нарушителей условий договора, чтобы у НСЗУ было больше инструментов влияния. Ведь на практике невозможно просто разорвать договор с медицинским учреждением, которое по старой привычке безосновательно отказывает в предоставлении услуги или требует благотворительные взносы, благодарности, оплату за лекарства, входящие в Национальный перечень лекарственных средств — такой шаг бы означал лишение медицинской помощи всех остальных пациентов.
Наталья Маркочева предлагает МОЗ обязать медицинские учреждения размещать в любом месте оказания медицинской помощи и на своем сайте информацию об объеме медицинских услуг, которые пациент может получить бесплатно. А в дальнейшей перспективе усилиями МОЗ, ЦОЗ и международных доноров должен быть внедрен электронный сервис, благодаря которому пациент сможет получить всю необходимую информацию, чтобы узнать, где и какой объем медицинских услуг он может получить бесплатно. Наталья Маркочева считает, что такой сервис можно разработать, взяв в качестве примера сайт Є ліки, благодаря которому можно получить информацию о наличии лекарственных препаратов в своем регионе по больницам.