Депутаты профильного экологического комитета проанализировали проект бюджета-2022 в экологическом направлении. На первый взгляд, экология немного поднялась в повестке дня, потому что на Минэкологии выделили 11,4 млрд грн, а это на 360 млн грн больше, чем в прошлом году. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Об этом на официальной странице в Facebook сообщила народный депутат Леся Василенко.
По словам депутата, вопрос о расходах на другие министерства: Минэнерго, Минтранспорта, Минагро. Ведь именно деятельность этих министерств — не Минэкологии — больше всего влияет на состояние здоровья и на качество жизни украинцев. По Минэнерго, конечно, больше всего вопросов.
«Во-первых, здесь энергоэффективность. А точнее, ее отсутствие. Так, после многочисленной критики, на 2022 г. правительство все же предусмотрело средства на Фонд энергоэффективности. Это уже лучше, чем в 2020 году и 100 млн — в 2021 году. Но 2,6 млрд грн фонд не наполнят. 2,6 млрд хватит на утепление и переоборудование ну может 500–700 многоэтажек. Для понимания: их 180 тыс. в Украине. Поэтому такими темпами мы будем сокращать вредные выбросы и размеры платежек еще 100 лет», — считает Василенко.
По ее мнению, чтобы правительство выполнило обязательства по уменьшению выбросов согласно Парижскому соглашению, на энергоэффективность из государственного бюджета должны были дать минимум 16 млрд грн. Ведь еще 24 млрд должны поступить в фонд энергоэффективности со стороны международных партнеров и из местных бюджетов.
«Так, по расчетам тех же правительственных экспертов надо 40 млрд ежегодно до 2035 года, чтобы в сфере энергетики действительно уменьшились выбросы парниковых газов. К тому же, кроме централизованного фонда должна еще работать правительственная программа «теплых кредитов». На них в этом бюджете — 0. В 2020 году было 150 млн грн, и ими люди успешно пользовались», — добавляет Леся Василенко.
Также Василенко отметила, традиционно львиная доля из бюджета идет на финансирование отрасли ископаемых источников энергии. Показатели идентичны 2021 году. Мероприятия по ликвидации неперспективных угледобывающих предприятий — 1,032 млрд грн. Реструктуризация угольной отрасли — 3,1 млрд грн. Хотя президент стабильно говорит о зеленом курсе, декарбонизации, трансформацию угольных регионов.
«Деньги на закрытие выделяются. Но шахты не закрывается. Так как средства фактически идут на покрытие долгов убыточных государственных шахт. — Отмечает депутатка. — Надо что-то менять. История из года в год одинакова. Такими темпами нам далеко до доли ВИЭ на энергорынке в 30 %, что предусмотрено нашим обновленным НСП, и до справедливого перехода, предусматривающего переквалификацию шахтерских профессий и целых городов».
Василенко отмечает, что на климатический фонд в бюджете ничего нет. Ну и быть не может, потому что нет решений правительства о создании соответствующих фондов и программ, на какие деньги фондов шли бы. На государственную поддержку мероприятий, направленных на уменьшение выбросов парниковых газов, как и в прошлом году, закладывают 1 млн грн (на выполнение этой программы из киотских денег было использовано 198 млн).
«На Национальный центр учета выбросов парниковых газов предусмотрено 10,5 млн грн. Это на 600 тыс. грн больше по сравнению с текущим годом», — добавляет Василенко.
И обращает внимание, что в бюджете до сих пор не предусмотрено отдельной программы на предотвращение негативных последствий стихийных бедствий, таких как пожары и наводнения. Также должны быть предусмотрены средства на реализацию Стратегии экологической безопасности и адаптации к изменению климата до 2030 г., которую скоро должны принять.
Ситуация с финансированием атомной энергетики также не является радужной, по мнению депутата. В частности, в Украине 15 энергоблоков АЭС, 12 из которых уже исчерпали свой проектный срок эксплуатации и рано или поздно встанет вопрос вывода их из эксплуатации.
Для этих целей предусмотрен специальный Фонд резерва снятия с эксплуатации атомных энергоблоков (ФРСЭ), который наполняется деньгами, уплаченными по тарифу на электроэнергию. Однако их быстро съедает инфляция. Поэтому для защиты этих средств от обесценивания Минэнерго их направить на приобретение государственных ценных бумаг, что не было сделано в этом году. На пути, как всегда, были бюрократические препоны. Важно, что в 2022 г. этих препятствий не было.
Василенко обратила внимание на отсутствие поддержки органического хозяйства: «Хоть и декларируем зеленые курсы, хотя и сельское хозяйство является одним из крупнейших катализаторов климатических изменений, но ни одной программы не имеет».
Финансирование природоохранных мероприятий на этот раз уменьшили аж на 37 млн грн. Если в текущем году закладывали 165,8 млн грн, то на следующий год — 128,6 млн грн, отметила народный депутат.
«Кроме того, что в очередной раз уменьшили финансирование, так еще вопрос, на что именно эти деньги использовали. И постановление правительства об использовании средств на природоохранные мероприятия давно бы пора сменить, потому что она содержит лазейки для Минфина не перечислять деньги на осуществление этих мероприятий на местах. Почему это важно? Потому что сюда входит и система мониторинга воздуха, и ремонт водоканалов и т. д.», — отмечает и детализирует политик.
Кроме программы по снятию с эксплуатации Чернобыльской АЭС, программа природоохранных мероприятий является одной из основных программ Минэкологии, которую, безусловно, стоит отстоять, считает Леся Василенко.
«Конечно, энергоэффективность в Минэнерго, финансирование «теплых кредитов» и программа природоохранных мероприятий e Минэкологии — это те вещи, которые нельзя просто «спилить» из госбюджета, чтобы это осталось незамеченным. Будем подавать поправки», — пообещала народный депутат.
Напомним, Кабмин утвердил госбюджет-2022: вырастут зарплаты врачей и учителей, будут доплаты пенсионерам.