«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди!»
Джордж Бернард Шоу, ирландский драматург
Субкультура решал и фунтов подобна паразитам — это глисты в организме государства, проникшие в основные жизненно важные органы, отравляющие токсинами и отнимающие жизненную силу. Признание лидерами страны их существования — первая ступень к излечению государства.
Осенью 2017 года я принял предложение взяться за восстановление и реформирование отрасли обращения с радиоактивными отходами. Именно так ставилась передо мной задача и именно так я её воспринял. На тот момент не было стабильных источников финансирования, были построены ситуативные отношения между производителями РАО и операторами по их обращению, одним словом, нормальное состояние для одной из отраслей промышленности времени позднего Порошенко и апофеоза междоусобной борьбы постмайдановских политических групп.
Готовясь приступить к исполнению обязанностей, моё внимание привлёк проект, заметно выделяющийся как по содержанию, так и по бюджету: строительство хранилища для высокоактивных остеклованных отходов, возвращающихся после переработки отработанного ядерного топлива Ровенской АЭС из РФ в Украину. Строительство предполагалось в рамках реализации 2-й очереди комплекса «Вектор» — централизованной инфраструктуры для промежуточного хранения или захоронения РАО со всей Украины. Проект по классу последствий приравнивался к СС3, что означало значительные последствия для населения и окружающей среды. Первым делом я попытался познакомиться с командой проектировщиков — людьми, которые, по моему убеждению, должны являться носителями уникальной экспертизы по впервые проектируемому в Украине объекту, аналоги которого в Европе есть только в Великобритании, Франции и Нидерландах. Мои встречи как с лидерами проектирования внутри структуры Госагентства по управлению зоной отчуждения, отвечающими за технико-экономическое обоснование, так и с коммерческим подрядчиком ОАО «Киевский институт энергетического проектирования» (КИЭП) дали такие результаты:
Но при всём при этом проект был утверждён главой ГАЗО Петруком Виталием и объявлен тендер с сомнительными квалификационными условиями на суму 389 млн грн (на тот момент существовала норма, что проекты стоимостью до 400 млн грн не требовали прохождения процедуры согласования в КМУ). Поскольку мне предстояло возглавить предприятие — заказчика этого объекта, в установленном порядке я сообщил свою позицию руководству — проект сырой, контрактоваться не может, налицо нулевая проработка ключевых вопросов как по конструкциям, так и по безопасности ввиду отсутствия экспертизы. Меня тогда услышали, или, возможно, испугались инакомыслия, которое явно не укладывалось в по-тихому сформированный чиновничий междусобойчик.
Меня могут спросить: откуда у человека, 26 лет проработавшего в телекоммуникациях, вдруг такая экспертиза в области обращения с РАО? И я отвечу. Проектный менеджмент не имеет уникальных отличий в зависимости от отраслей промышленности. Отличаются технологии и законодательная база, а дефицит этого возможно восполнить при наличии доступных источников. Было бы желание и готовность после рабочего дня читать законы, выискивать практики на англоязычных ресурсах и т. д. Для должности, которую я занимал, помимо допуска к особым работам с РАО и ВАО, персональной лицензии на осуществление руководящих полномочий организации оператора и т. д. я обязан был сдать экзамен на знание законов и норм ядерной и радиационной безопасности. И мой непосредственный руководитель даже поспорил с главой ГИЯРУ, который утверждал, что «не может менеджер из Укртелекома с первого раза сдать такой экзамен». И один из спорщиков явно хотел выиграть и с этой целью отправил в состав комиссии одного из ключевых своих инспекторов. Полтора часа длилась экзекуция, в ходе которой этот инспектор со специальным заданием от руководства сыпал и сыпал мне вопросы, я а всё отвечал и отвечал. И не известно, сколько бы это ещё длилось, если бы первый заместитель главы ГАЗО не спросил у этого ретивого инспектора: знает ли она сама ответы на вопросы, которые задаёт… Экзамен я сдал и все допуски и лицензии получил.
Если с законодательной базой удалось достаточно быстро разобраться, то с экспертизой в технологиях всё было иначе: я столкнулся с абсолютным отсутствием носителей знаний в Украине по этой прикладной области.
Параллельно, как этого требует классический проектный менеджмент, мы обратились в НАЭК «Энергоатом» с просьбой предоставить оформленное надлежащим образом и согласованное с ГИЯРУ техническое задание на проектирование, где должны были быть все ключевые параметры проекта, в том числе объёмы и характеристики отходов с подтверждением сертификатов упаковки для перевозки и долгосрочного хранения. И тут начался настоящий, выражаясь современным сленгом, хардкор. Я даже допустить не мог, что НАЭК «Энергоатом» в лице топ-менеджмента займёт такую откровенно враждебную позицию по отношению к нашему запросу. Тут же начались контратаки с совещаниями на уровне профильного вице-премьера, суть которых сводилась к тому, что объект должен быть к 3-му кварталу 2022 года и что у Украины огромные штрафные санкции, если этого не произойдёт. Мне уже тогда резануло слух, что руководители госкомпании использовали термин «у Украины». Т. е. не у них, взявших на себя обязательства с не очевидным соблюдением интересов государства, а у всей Украины.
Жизнь научила, что всё не такое, каким кажется, и тем более не такое, как тебе навязывают твои оппоненты (которые, казалось бы, должны быть союзниками, т. к. делаем одно государственное дело). Наши аналитики нашли документ — фотокопию межправительственного соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики, подписанного ещё премьерами Л. Д. Кучмой и В. С. Черномырдиным. И написано там следующее: Украина поставляет в РФ урановый концентрат, РФ в Украину — ядерное топливо и затем РФ забирает отработанное ядерное топливо для последующего хранения или переработки. Обязательства по приёму отходов переработки отработанного ядерного топлива этим соглашением не предусмотрены. И появились они уже в договоре между НАЭК «Энергоатом» и их смежником из РФ. И уже на этом этапе стал очевидным вопрос: чьи и какие интересы преследовал НАЭК «Энергоатом»: придумать и обосновать новый инфраструктурный объект для себя, чтобы было где «освоить» деньги Фонда РАО? Помочь РФ избавиться от неликвидных отходов? (Позднее, уже после встречи со специалистами из РФ на площадках МАГАТЭ, мы выяснили, что РФ в 2022 году закрывает завод по переработке ядерного топлива и избавляется всеми способами от ВАО, которые находятся в хранилище при этом заводе. Завод технологически давно устарел, и в РФ, при активном участии специалистов из Франции, было построено два новых хранилища и завод; плюс ко всему прочему мы выяснили, что упаковка, в которую в РФ упакованы ВАО как бы для отправки в Украину, имеет большие диаметры, чем принято в качестве стандарта во всей Европе и на новых хранилищах самой РФ. А это означает, что последующая передача на захоронение в глубоких геологических формациях таких отходов будет или невозможна, или очень и очень дорогостоящей).
В этом месте нельзя не коснуться вопроса, как работают механизмы государственного контроля мотивированности решений руководителей госпредприятий и органов центральной исполнительной власти, если такие решения имеют значительные, в том числе экономические, последствия для государства Украина. В нормальной системе сдержек и противовесов должно работать так: есть основной закон — Конституция Украины, и есть гарант Конституции — Президент. У него в руках сосредоточены механизмы осуществления этих гарантий перед гражданами Украины. В частности, вопрос по этому проекту находится в компетенции СБУ: это и вопрос защиты государственности (предупреждение и противодействие госизменам), и вопрос защиты интересов государства в области экономики. Насколько мне известно, на сегодняшний день усилиями уже бывшего высокопоставленного руководителя СБУ Наумова А. О. были уволены все сотрудники, которые были вовлечены в процесс сопровождения этого проекта со стороны Службы. Концы, как говорится, в воду…
Думаю, нет смысла повторять, что начиная с 2017 года чиновники НАЭК «Энергоатом» продолжают вести подковёрную борьбу за контроль над этим проектом. И, кстати, уже близится к концу 3-й квартал 2021 года. И куда же делись угрозы НАЭК «Энергоатом» про санкции, если мы не построим хранилище до 3-го квартала 2022-го?
Но вернёмся к вопросу поиска компетенций и экспертизы в части технологий вентиляции и других ключевых технологических процессов.
Не прекращая искать в Интернете информацию на эту тему, я наткнулся на видео на Youtube, в котором какой-то прораб в Красноярске стоит на фоне огромного строящегося объекта, держит в руках листок с поперечным разрезом этого объекта и рассказывает, как в РФ при поддержке специалистов из Франции строится самое современное хранилище… И я сделал скриншот этого листка. На нём было схематически показано, каким образом будет реализована естественная вентиляция хранилища отработанного ядерного топлива и ВАО. В дальнейшем, переосмыслив эту схему, родилась идея дизайна зоны хранения хранилища, в котором были предусмотрены и модульное строительство с учётом требований непрерывного процесса бетонирования, и естественная, без электроприводов, вентиляция, и обеспечение требуемого уровня сейсмоустойчивости хранилища и т. д.
Продолжая предпринимать попытки получить информацию от владельца отходов — НАЭК «Энергоатом», мы получали лишь документы от резидента РФ с изменениями характеристик отходов, в частности изменения температур в центре упаковки в сторону увеличения и, как следствие, на поверхности упаковки, что только увеличивало требования к теплоотводу в зоне хранения. Примечательным был момент, когда мы уличили НАЭК в том, что титульный лист пересланного от резидента РФ документа был подделан и оформлен задним числом. И, замечу, всё это происходило уже после утверждения проекта в ГАЗО и прохождения госэкспертизы. Очевидно, что всё это последствия того, что до начала проектирования, да и до сих пор, нет подписанного владельцем отходов НАЭК «Энергоатом» и согласованного ГИЯРУ технического задания на проектирование. Вместо этого НАЭК прислал технические спецификации, подписанные и согласованные резидентами РФ: Росатом, Маяк и т. д. Именно так. Документы имеют ограниченный доступ, но правоохранителям они доступны. И в дальнейшем высокопоставленные чиновники НАЭК продолжали в своих письмах ссылаться на документы резидентов РФ.
И вот в письме первого вице-президента — технического директора НАЭК «Энергоатом» Шавлакова А. В. от 22.03.2019 г. № 4094/18, направленном главе ГАЗО Петруку В. В. и исполняющему обязанности директора ГСП "ЦПОРО" Костюку С. Н. написано (цитата): «За результатами попереднього ознайомлення з Проектом ("Проект будівництва сховища для проміжного зберігання високоактивних відходів (ВАВ), які повертаються з РФ після переробки відпрацьованого ядерного палива українських АЕС. СВАВ-0068") було виявлено, що місткість сховища для забезпечення довгострокового зберігання відповідно до технологічних рішень складатиме 844,8 м3 осклованих ВАВ ВВЕР-440». И на этом моменте нужно остановиться подробно.
Очевидно, что проектный объём хранилища является ключевой характеристикой объекта. И этот объём не может взяться из неоткуда: отходы имеют определённые характеристики, состав и концентрацию радионуклидов и прочих примесей (например, там не может быть алюминия, поскольку в топливных сборках его нет, но примеси алюминия есть в других остеклованных отходах, переработанных на Маяке, например, от реакторов с атомоходов), имеют размеры и количество упаковок и т. д.
В далёком уже 2012 году директор ГСП «ЦПОРО» сам решил, для какого объёма отходов нужно строить хранилище. Есть тому документальное подтверждение. Именно так родилось изначальное количество остеклованных ВАО. Позднее это вошло в ТЭО 2016 года и затем в проект ОАО «КИЭП» и в тендер на 389 млн грн, который в начале 2018 года не без моего вмешательства отменили.
Вся работа с расчётами по тепловыделениям, прочности бетонных конструкций и т. д. основывалась на этом показателе. И только в мае 2019 года от исполнительного директора НАЭК «Энергоатом» по обращению с ОЯТ и РАО, после наших многочисленных попыток письменно получить объёмы ВАО и граничные сроки строительства в соответствии с взятыми контрактными обязательствами, был получен устный ответ про то, что на тот момент у НАЭК «Энергоатом» есть обязательства принять от РФ ВАО в объёме, эквивалентном зафиксированному значению активности. И сообщила только один параметр — 260 куб. метров. Так откуда взялись 844.8 куб. метра?
В день годовщины аварии со мной связалась журналист с телеканала «Прямой» и в прямом эфире задала вопрос: как так случилось, что бюджет одного и того же объекта, который даже не начал строиться, увеличился в 10 раз? Но тогда мне предоставили 10 секунд на ответ, и как мне стало понятно позднее после просмотра всей записи этой передачи, никого из журналистов в действительности этот вопрос не волновал и ответ никого не интересовал — был привычный хайп на тему годовщины аварии, не более. А ответ есть.
В ходе сложных переговоров с НАЭК нам удалось донести позицию, что решение о целесообразности строительства такого объекта в Украине нужно пересмотреть, сделав предварительно технико-экономический анализ. Если грубо: то сравнить размер санкций, которые, со слов НАЭК, должна заплатить Украина в РФ, и бюджет на строительство хранилища и необходимой для него инфраструктуры (подъездные ж/д пути и развязки, физзащиту, энергообеспечение и т. д.). НАЭК отвечал за предоставление данных о штрафных санкциях. Их тогда мы так и не получили. Но свою часть анализа мы выполнили. Взяв за константу объём хранилища и тепловые характеристики ВАО мы пересчитали проект 2017 года с учётом изменений цен и заработной платы в 2019 году. Сумма составила 1,116 млрд грн. Затем добавили в проект 2017 года с сохранением конструктивных, очевидно уже неправильных решений, недостающее оборудование, инженерные и мониторинговые системы (искусственный расчёт, чисто для сравнения) — 1,780 млрд грн, и наконец сравнили с проектом, созданным нашей командой при активной поддержке международных партнёров. Мы вышли на 2,812 млрд грн. Как затем получилось 3,6 млрд грн на тендере — предмет объективного расследования компетентными правоохранительными органами.
Хочу подробнее остановиться на роли МАГАТЭ, Правительства Великобритании и государственной корпорации «Орано» из Франции. Именно они увидели и оценили горящие глаза нашей команды, искреннюю заинтересованность и глубокую вовлечённость. Благодаря оказанному нам доверию с нами работали привлечённые за счёт средств МАГАТЭ международные эксперты, в том числе из РФ (парадокс, но мы добились ответов на свои справедливые вопросы не от НАЭК «Энергоатом», а от привлечённых МАГАТЭ экспертов, работающих в структурах Росатома), специалисты National Nuclear Lab на комплексе Sellafield в Англии, специалисты «Орано» и комплекса La Hague в Нормандии. Это всё родители этого проекта с точки зрения его содержания, качества и безопасности решений. И ни одна компания в Украине не имеет права заявлять любые права на этот проект. В лучшем случае, их люди занимались оформлением чертежей и переводом на бумагу идей и решений, разработанных международной командой единомышленников. Причём почти все командировки нашей команды оплатили приглашающие стороны. Сохранились документы, фотографии, чертежи от руки, выводы и рекомендации МАГАТЭ на 21-й странице по результатам наших многодневных мозговых штурмов. Я с большим удовольствием вспоминаю о том времени, когда мы работали в команде компетентных мотивированных единомышленников, высококвалифицированных специалистов международного масштаба.
И как только в 2019 году созданный нашей командой проект был направлен на государственную экспертизу, чиновники решили, что мы своё дело сделали и нас должны немедленно сменить фунты, которые обеспечат проведение тендеров для выигрыша нужных подрядчиков и обеспечат нужное решалам управление денежными потоками.
С того момента, как Абрамовский, имея чиновничий и коммерческий опыт в капитальном строительстве промышленных и нежилых объектов, вдруг стал министром экологии и защиты окружающей среды, начались смены руководителей Агентства. Дело в том, что именно глава ГАЗО является распорядителем денежных средств Госфонда по обращению с РАО, и именно гендиректор ГСП «ЦПОРО» выполняет роль заказчика этого объекта, проводит тендер и заключает договор с генподрядчиком и в дальнейшем подписывает акты выполненных работ. Вот вам и вся картина маслом. Только в этот раз, помимо проявлений в своих уже хорошо узнаваемых амплуа представителей субкультуры решал и фунтов, появляется кое-что гораздо серьёзнее — государственная измена — действия высокопоставленных лиц, направленные в ущерб государству Украина и в угоду другому государству.
И на сегодняшний день Абрамовский продолжает лоббировать своего фунта на должность главы ГАЗО, чтобы тот поставил нужного фунта на должность гендиректора ГСП «ЦПОРО».
Не занимается министр ни законом по этому хранилищу, ни Общегосударственной целевой программой обращения с РАО, некогда. Да и зачем, если можно и так. Ведь никто же не приходит и не спрашивает, почему закон нарушаете. Субкультура решал и фунтов. Очевидно, что Абрамовский тоже чей-то фунт. Но читайте Ильфа и Петрова… Фунтов, обычно, сажают…