Международный экологический форум «United for Nature. Agenda for Ukraine» (31 января 2024 г., Киев) прошел на довольно хорошем уровне: хорошая логистика, адекватные меры безопасности, высокое представительство. Кроме самого Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Руслана Стрельца, его заместителей и руководителей департаментов в мероприятии принимали участие (выступали с докладами) руководители Госэкоинспекции, Гослесагентства, Госводагентства, Госгеонадр, гендиректор ГП «Леса Украины», председатель и члены Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и ряд общественных организаций. На форум обратили внимание и Кабмин, и ОПУ. Это полезно для сохранения окружающей среды, потому что поднимает авторитет природоохранников в глазах общества и стейкхолдеров и напоминает тем же руководителям КМУ и ОПУ о том, что у нас есть такое дело в принципе.
Участие в форуме приняли также делегации от нескольких европейских стран. Экоминистры Румынии и Молдовы вместе со своим украинским коллегой в качестве сайдивента провели пресс-конференцию. Участие Министра окружающей среды, водных и лесных ресурсов Румынии Мирчи Фекета было интересно, в частности, тем, что Румыния уже 17 лет находится в рядах ЕС, куда и мы так стремимся попасть.
На мой вопрос «От каких ошибок Вы хотите обезопасить Украину на пути в ЕС?», господин Фекет ответил, что, во-первых, нельзя бездумно имплементировать европейское законодательство. Каждый законодательный акт должен быть адаптирован к украинским реалиям. Ибо история, базовое законодательство, социальный контекст и состояние окружающей среды в разных странах разное. И то, что хорошо для «старой» Европы – Великобритании, Италии, Испании – не всегда сработает в новых странах-участниках союза. А во-вторых, не стоит брать на себя поспешные обязательства по срокам и объемам выполнения требований ЕС. Ведь достижение высоких стандартов в области окружающей среды стоит недешево, а строительство очистительных сооружений и т.д. требует много времени.
Вопрос Министру защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Руслану Стрельцу от журналистов касался размеров ущерба, нанесенного россией в результате вооруженной агрессии. На что он ответил, что эта сумма уже достигла почти 2,2 триллиона гривен и продолжает расти. Отслеживать ситуацию можно через приложение Экоугроза, специалисты Министерства и Государственной экологической инспекции (ГЭИ) постоянно уточняют данные.
Фиксация вреда окружающей среде от развязанной россиянами войны – важная работа, здесь Министерство и ГЭИ следует похвалить. Но по методике расчетов ущерба существует дискуссия.
«Методики, используемые нашими чиновниками, базируются на советском принципе предельно допустимых концентраций. В то время, как международно признанные методики опираются на понятие недополученных экологических услуг. Для того чтобы мы могли получить возмещение от России ущерба, нанесенного нашей окружающей среде, нам нужно перечислить его в соответствии с этими международными методиками», – считает руководитель проекта «Вместе за экологическую демократию, справедливость и верховенство права в Украине» Елена Сас.
Основная часть конференции проходила в формате, так называемых, дискуссионных панелей, на которых на самом деле никаких дискуссий не происходило. Может, поэтому в более позднем варианте программы их назвали в духе советских мероприятий «пленарными заседаниями». Названия этих панелей и список участников находятся в программе, которую вы можете увидеть в конце этого блога.
Выглядели эти панели так: большой зал на 500 мест гостиницы Интерконтиненталь, на сцене от трех до восьми панелистов и модератор.
У каждого панелиста было 10 минут на презентацию. Ни времени на дискуссию между участниками, ни времени на вопросы, ни, тем более, реплик из зала не предполагалось. С позитива – высокое качество и информативность презентаций, это хороший свежий срез деятельности государственных органов в основных областях природопользования.
Но – именно природопользование, а не охрана окружающей среды. Так, например, руководители Гослесагентства и ГП «Леса Украины» отчитывались о реформировании именно бизнес составляющей сектора, а руководитель Госводагентства сделал акцент на планах создания ГП «Вода Украины». Как гражданин я приветствую эти реформы, я за эффективный менеджмент. Но почему при этом и эти руководители, и глава Госгеонадра, и другие забывают о вопросах охраны природы? Реформы в лесном секторе в целом оцениваю положительно, потому что я сам настаивал на их внедрении в ходе проектов Всемирного Банка (FLEG и ПРОФОР) в течение 2008-2018 гг., когда работал в команде экспертов ВБ. Но, к сожалению, реализуются и те риски, о которых эксперты и общественность еще тогда предупреждали: деньги застилают глаза, кроме прибылей руководители ГП и власти в целом ничего не видят, окружающая среда оказывается на последних позициях и уничтожается. Почему власти думают о доходах этого ГП, а об охране окружающей среды – нет? И это тревожит не только меня. Вот, например, активисты Украинской природоохранной группы информируют, что Гослесагентство и ГП «Леса Украины» отказываются создавать новые заповедные территории в заболоченных лесах, таких как заказник «Нивецкий». И строят новые лесные дороги, чтобы эти заболоченные леса вырубить.
«Цифровизация отрасли – важна, но для эффективной охраны лесов этого мало. Следует совершенствовать законодательство», – отмечает председатель ОО «Лесные инициативы и обществ» Дмитрий Карабчук.
В частности, в целях улучшения правового механизма охраны лесов от незаконных вырубок и приближения законодательства Украины к стандартам Европейского Союза, экоактивисты ОО «Лесные инициативы и общество» предлагают внести изменения в ст. 246 Уголовного кодекса Украины. Понятие «незаконная порубка» и «незаконно добытая древесина» изложить в следующей редакции: «Незаконная порубка деревьев и кустарников – это вырубка деревьев и кустарников: без соответствующего разрешения; по разрешению, выданному с нарушением действующего законодательства; до начала или по истечении установленных в разрешении сроков; не на назначенных участках или сверх установленного количества; не тех пород деревьев, не тех размеров деревьев, не той категории технической пригодности, которые указаны в разрешении; пород и отдельных деревьев, вырубка которых запрещена. Незаконно добытая древесина – древесина, полученная в результате незаконных рубок (порубки), а также древесина, которая не была учтена лесопользователями в установленном порядке или не имеет соответствующих документов, подтверждающих законность ее заготовки, приобретения или транспортировки».
Плотное информационное наполнение конференции и положение дел в каждом из говорящих секторов требует отдельного обзора и обсуждения. Как у экспертов, так и у общественности возникает немало замечаний и вопросов, о чем свидетельствуют, в частности, реакции в соцсетях.
ПЛЕНАРНАЯ ЗАСЕДАНИЕ 1: ВЫЗОВЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ПО ВСТУПЛЕНИЮ УКРАИНЫ В ЕС В РАМКАХ ЗЕЛЕНОГО КЛАСТЕРА
Панелисты:
Модератор: Алексей Рябчин - Эксперт по энергетике и климату
ПЛЕНАРНАЯ ЗАСЕДАНИЕ 2: КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗЕЛЕНОГО ПЕРЕХОДА В УКРАИНЕ
Панелисты:
ПЛЕНАРНАЯ ЗАСЕДАНИЕ 3: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И БИОРАЗНООБРАЗИЕ
Панелисты:
Модератор: Александр Тодорчук – основатель «UAnimals»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ПЛЕНАРНАЯ ЗАСЕДАНИЕ 4: РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ КАК ПОДГРУНТИЯ ВВЕДЕНИЯ КРУГОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ ДОБАВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Панелисты: