Итоги первой недели климатических переговоров COP26 в Глазго в контексте переговорных текстов
Конференция ООН по изменению климата (COP26) в Глазго, Великобритания, перевалила экватор и можно делать определенные выводы о том, где страны могут достичь прогресса и прийти к решению.
После недели экспертных переговоров с этого понедельника уже два дня продолжаются министерские консультации, в рамках которых министры пытаются прийти к согласию в позициях.
О чем ведутся основные дискуссии?
Прозрачность климатической отчетности
Одной из основных задач этих переговоров является завершение «Книги правил Катовице», касающейся механизмов реализации Парижского Соглашения и начала разрабатываться на переговорах COP24 в Польше в 2018 году. Первой ключевой задачей является введение в действие Рамочной системы прозрачности, заключающейся во внедрении единой системы инвентаризации выбросов парниковых газов для всех стран и едином формате отчетных таблиц для отслеживания прогресса по достижению целей НСП. Почему это важно? В рамках Парижского соглашения предусмотрены механизмы торговли единицами сокращения выбросов, поэтому все системы должны максимально соответствовать. Есть шанс убедить развивающиеся страны согласиться на такие изменения, в том числе благодаря решениям расширения помощи в рамках программ и финансирования глобального экологического фонда на подготовку такой отчетности.
Common NDC timeframes
Страны не могут договориться о едином формате представления своих климатических целей. Как часто подавать и на какой период. Из девяти опций, обсуждавшихся на прошлой неделе, сегодня выбрали две:
Украина поддерживает первый вариант.
Институциональная поддержка и климатическое финансирование для стран с переходными экономиками
Это один из вопросов, который задавала себе украинская делегация как приоритетный. По результатам обсуждения, вспомогательный орган РКИК ООН по имплементации (SBI) одобрил и направил на рассмотрение и принятие COP26 проект решения, предусматривающего, что «страны с переходной экономикой, получающие помощь, независимо от достигнутого прогресса, требуют дальнейшей поддержки институционального развития, в частности для регулярного обновления и выполнения своих целей по сокращению выбросов, регулярному обновлению и внедрению своих стратегий по адаптации к изменению климата, а также для разработки и внедрения национальных долгосрочных стратегий низкоуглеродного развития в соответствии с их национальными приоритетами». Следовательно, Украина наряду с другими странами с переходной экономикой сможет продолжить получать финансовую помощь.
Глобальный экологический фонд, многосторонние и двусторонние агентства, международные организации, многосторонние банки развития, международные финансовые учреждения и частный сектор или любые другие доноры, приглашаются продолжать оказывать поддержку развитию институционального потенциала для внедрения климатической политики в странах с переходной экономикой в течение по крайней мере последующих пяти лет.
Финансы
Что касается новой вычисляемой коллективной цели по климатическому финансированию (New collective quantified goal), которое развитые постиндустриальные страны обязуются предоставлять тем странам, которые имеют переходную экономику и/или больше всего страдают от последствий изменений климата, решено, что новая цель должна быть поставлена в 2024 года, и что она должна быть существенно увеличена по сравнению с нынешнем уровнем — 100 миллиардов долларов в год.
Статья 6 Парижского соглашения — международные механизмы
Острые дискуссии продолжают идти о всеобъемлющих правилах статьи 6 Парижского Соглашения, позволяющих прозрачно учитывать сокращение выбросов и создать международный рынок углерода. На прошлой неделе был достигнут значительный прогресс в тексте, но есть еще много важных элементов, которые нужно международному сообществу решить.
В ходе разработки статьи 6 Парижского Соглашения обсуждаются несколько основных вопросов:
Украина решительно выступает против переноса единиц сокращения выбросов из Киотского протокола, полученных от Механизма чистого развития (CDM) в рамках торговли квотами в новые международные механизмы Парижского Соглашения и против того, чтобы механизм чистого развития работал даже временно в рамках Парижского соглашения. Первая позиция связана с тем, что такие единицы, вероятно, были сгенерированы в рамках экономически целесообразных проектов, а их перенос обвалит цену и уменьшится потребность в реализации новых проектов. А принятие временных решений по продолжению механизма чистого развития могут стать вечными и реальным препятствием для согласования новых механизмов в рамках Парижского соглашения.
Это не исчерпывающий перечень вопросов на конференции, повестки дня включают десятки пунктов и черновиков документов.
О конвенции РКИКООН
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата является глобальным договором ООН, которому поставлена задача координировать поддержание международных усилий в ответ на угрозу изменения климата. Конвенция имеет всеобщее членство — она включает 197 сторон — все официально признанные страны мира, а также материнский договор для Парижского соглашения 2015 года. Главная цель Парижского соглашения — удержать рост средней глобальной температуры в этом столетии как можно ближе к 1,5 градусам Цельсия относительно доиндустриального уровня и предотвратить нарастающие катастрофические изменения климата.