Кому достанется водный миллиард
Лоббисты снова пытаются разрушить природоохранные институции: прямо сейчас реанимируется идея забрать Государственное агентство водных ресурсов из сферы управления Минсреды.
Предыдущие попытки разрушения были инициированы министром аграрной политики и продовольствия в конце 2020 — начале 2021 года. Он мотивировал желание получить ГАВР под своё крыло потребностями развития водной мелиорации. Забыв, что реки — это прежде всего регуляторы климата и источники питьевого водоснабжения. Также агролобисты хотели получить «лес» и «рыбу».
В результате им удалось забрать Государственное агентство рыбного хозяйства и всю мелиоративную составляющую Госводагентства. Принятое 24 мая 2021 года постановление «Некоторые вопросы распределения отдельных полномочий центральных органов исполнительной власти в сфере мелиорации земель» — гибрид слона с жирафом. Рыбагентство должно с тех пор не только беспокоиться о живых водных организмах, но и отвечать за «проектирование, строительство и реконструкцию каналов, мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры».
Несуразность решения ярко проявляется, например, в пункте 2 постановления, звучащего следующим образом:
«подпункт 1 после слов “судов флота рыбного хозяйства” дополнить словами“, мелиорации земель и эксплуатации государственных водохозяйственных объектов комплексного назначения, межхозяйственных оросительных и осушительных систем”». Господи Боже! Где рыболовный флот, а где мелиоративные системы?
Понятно, что никаких специалистов по мелиорации во созданном этим странным решением Государственном агентстве мелиорации и рыбного хозяйства Украины нет. Но это еще полбеды.
Передав формально функции управления таким ресурсом, как гидромелиорация Госмелиориба (или как его нужно сокращенно называть?), главы государства не передали саму материальную базу — собственно системы, технику, которая наполняет каналы водой, строящую и ремонтирующую технику, производственные подразделения и т. д.
Всемирный банк и другие международные организации давно рекомендуют Украине отделить хозяйственные функции государственных агентств от управленческих функций. Так как именно в таком сочетании кроются огромные коррупционные риски. Сейчас так: сам заказал, сам выполнил, сам принял результаты работы. А если хозяйственная составляющая будет выведена в отдельную структуру, например государственный холдинг или корпорацию, то за агентством останется только управление ресурсом. А холдинг или корпорация будут управляться независимым органом.
Сейчас, например, есть хороший шанс наконец-то провести такое разъединение, совершить такой прорыв в лесном хозяйстве. Этот принцип заложен в Государственную стратегию управления лесами до 2035 г., которая сейчас проходит согласование в Кабмине. Там записано, в частности: «Ведение экономической деятельности в лесной отрасли предполагается сконцентрировать в пределах вновь созданного субъекта хозяйствования государственной формы собственности, который будет уполномочен осуществлять управление государственными лесохозяйственными предприятиями. С учетом необходимости сохранения за каждым предприятием статуса юридического лица, а также запрета их для приватизации».
По логике Кабмин должен сейчас принять постановление, которым бы начал создание «субъекта хозяйствования государственной формы собственности, который будет уполномочен осуществлять управление государственными ВОДОхозяйственными предприятиями». И именно этому объекту дать и деньги, и заказы на ремонт и создание гидромелиоративных систем.
Но нит! Вместо этого Кабмином тихой мышью ползает (точнее — шустренько шмыгает) проект постановления о передаче Госводагентства в прямое подчинение Кабмину. ГАВР возвращаются все мелиоративные составляющие. А у Рыбагентства, соответственно, снова забираются. Почти восемь месяцев суеты с тем, чтобы все вернуть на круги своя. Думаете, это хорошо и правильно? Ой-ой, не спешите.
Лучше исследуем, ради чего затевается «охрана, атмена». Чтобы все перестали рассказывать анекдоты? Ага, есть такой после создания «Рыбканализации»: «Иван, а для чего скрестили госрыбу с мелиорацией? — Чтобы выращивать канальных сомиков. Уже уехали в Китай за поголовьем. А чтобы не тратиться на корм, в те же каналы запустят канализацию».
Нет, не для того, чтобы лишить темы любителей шутить. Вся новая схема строится с прицелом на освоение миллиарда гривен. Это сумма, предусмотрена в Госбюджете-2022 «на реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем». Она вписана в расходы Минэкономики. А управлять Водагентством будет напрямую Кабмин. Почему? Не потому ли, что так удобнее будет замести следы — в Минэкономики и Кабмине, в отличие от Минэкологии, нет специалистов по водному хозяйству. И в фокус общественных экологических организаций, которые в Украине достаточно профессиональны и внимательно отслеживают деятельность в той сфере, где работает Минэкологии, этот миллиард не попадет.
Чем еще опасны для государства и окружающей среды эти причудливые инициативы? Во-первых, это разрушает четкую и логическую систему управления природными ресурсами. Во-вторых, это катастрофически смещает акцент с ценности рек, озер и других водоемов в сторону «ресурс для полива».
В-третьих, есть угроза срыва выполнения планов, концепций и стратегий в водной сфере, которые уже приняты или на стадии принятия. Кто в Кабмине будет профессионально управлять водной политикой? Специалистов по охране водных ресурсов там нет. Возможно, и есть на Грушевского те, кто понимает в бассейновом принципе управления реками, но все же лучше это оставить экоминистерство. Я категорически за то, чтобы и дальше экологическое, природоохранное ведомство управляло водной политикой, водой как таковой, Госводагентством напрямую, а не через третьи руки, не через Кабмин/Минэкономики.
Возвращаясь к роковому миллиарду, еще раз упорно предлагаю правительству не изобретать трехколесный велосипед, а воспользоваться мировой практикой — создать предприятие государственной формы собственности, которое будет уполномочено управлять государственными водохозяйственными предприятиями. И именно этому объекту дать и деньги, и заказы на ремонт и создание гидромелиоративных систем. Вписать такой субъект в государственную систему управления в соответствии с действующим законодательством для таких образований уже не составит труда.