Экономика экопоселений
— Почему все так дешево! — Подходят ко мне приглашенные лекторы после ярмарки на съезде экопоселений. — Так не должно быть.
— Ну это же бизнес социальный, — пытался я оправдываться.
— Так не должно быть...
Как-то не приходилось мне читать лекции по экономике для экопоселений. Хотя есть несколько собственных наблюдений. Итак, начнем.
Прежде всего, зарабатывание должно приносить заработки. Обычно, да. Но не в экопоселениях. Потому что здесь экономика — это клей, соединяющий людей в сообщество. Здесь люди важнее задач. И гармония. То есть бизнес в радость выше, чем бизнес в прибыль. Со всеми вытекающими последствиями.
Как по мне — это является главной причиной, почему так мало доходных бизнес-проектов, будь то производство или торговля, или крафт какой-то. Это в первую очередь клей сообщества и антипотребительство. И еще очень много идеологии.
А где же тогда экономика?
Здесь моя версия обычно вызывает немало возражений, но я называю это «экономика наоборот».
Первое — это конечно предыдущие накопления каждого участника. Здесь все просто, продал квартиру в городе за $30–50 тыс., купил себе целую улицу в селе за 5–7 тыс. за двор.
Или построил, но это дороже и дольше. Хотя для кого-то вся суть жизни в поселении заключается именно в бесконечном строительстве.
На остальное живешь, пока живешь. Закончились — пошел на работу. Вот и вся экономика. Примитивно, но работает. Так живут наши хуторяне дауншифтеры. И это нормально. В Европе тоже так живут, каждый день доезжают на работу, вечером — обратно. Половина коммуны зарабатывает, половина живет за то, что обслуживает тех, кто зарабатывает, выращивает, печет, готовит, нянчит детей, делает праздники, фестивали и тому подобное.
Рантье. Отдельная категория. Те, кто имеет в городе бизнес, квартиры сдают, депозиты и тому подобное. Преимущественно на таких все и держится в самых поселениях, они там лидеры, они там агенты изменений.
Следующее, то, что действительно работает, это заработок. Поехал на сезон — заработал. Привез и живешь, делаешь ремонты. На стройке, на фестивалях, на приготовлении пищи и тому подобное.
Круто, когда из одного-двух поселений формируется такая команда и привозит деньги сразу на сообщество. Так, например, итальянцы ездят командой печь пиццы на музыкальных фестивалях. Делают там глиняные печи и айда, 5 евро кусок, ассорти. За сезон такой работы где-то € 30–40 тыс., коммуна живет весь год.
Фестивали, концерты. Некоторые поселения делают у себя на территории и имеют с этого бюджет. У нас тоже есть фестивали, но перепадает из них не всей коммуне, у нас этой культуры общего бюджета особо нет. Есть отдельные организаторы, они зарабатывают или нет. Здесь вопрос многочисленности и массовости тех мероприятий.
Тренинги, образование у нас преимущественно штука социальная, от обучения до просветления взрослых. В Европе это стоит дороже и с этого живут.
Экономика наоборот
Основная причина успешности экопоселений Европы, по-моему, в доступных кредитах, уровню достатка в общем, и уровню поддержки государства.
У нас таких инструментов пока нет, поэтому выглядит это не очень. Пока за это не берутся люди с достатком и управленческими бизнес-навыками. Коммуна айтишников выглядит прилично и современно, но все работают в городах. С доходом от $1,5–2 тыс. стабильно. Прагматичный подход в предварительном проектировании, выборе застройщика и тому подобное. Творчество тут начинается разве уже на уровне грядок и газонов. И мастерской в гаражах.
Гранты и членские взносы, донейты меценатов. Это то, на чем держится европейский лидерский состав, и частично наш.
Если взглянуть глубже, например, в процветающие духовные сообщества, это тоже очень прагматичный и скрупулезный бизнес-подход. Большое сообщество последователей в городах, дает поток людей на духовные практики и пожертвования.
Здесь следует подчеркнуть, что экопоселения это прежде всего продолжение крупных городов и там незаметная, однако большая часть этого экономического айсберга.
Тут, видимо, появятся возражения. Кто-то скажет, а как же самодостаточность. Где же здесь альтернатива матрицы? Экопоселения должны сама зарабатывать на себя. А не какие-то гранты-фонды.
Теоретически — да. Но практика показывает, что крокодил не ловится, не растет кокос. Если речь идет о выращивании пищи, то в основном это работает только в очень тесном сотрудничестве с реальными фермерами, органическими предпочтительнее. Тепличные хозяйства, агротех и инвестиции.
Расчет, где первым стоит прибыль, а не социальная или этическая сторона. Подчеркну слово: первым! Потому что, как правило, здесь все копья и ломаются.
Это объясняет, почему так дешево. То есть продешевили в ценообразовании на той ярмарке. Потому включилась этичность и социальность. Нет, это не критика, это исключительно мои наблюдения.
И я такой же, понятия не имею, что такое социальное предпринимательство. Потому что когда плитка шоколада стоит 200 грн, это экономика. Когда огурцы по 150 грн — это экономика. А вот когда по 20, потому что так у бабок в переходе, это не экономика. И конечно объемы и системность.
Поскольку в поселениях производство — это обычно социальный эксперимент. И уже через год, часто так бывает, оливковый цех пустует. Потому что банально оливки не уродили и заниматься некому. И не известно, что первое. Такое я видел в Испании в одной духовной общине.
И это для меня объяснение, почему время от времени появляются и исчезают магазины с товарами с биркой «сделано в экопоселении».
Это работало бы, если экопоселения будет стоять посреди города, как, например, Христиания в Копенгагене. Где поселения по сути состоит из 14 коммун в диапазоне одного небольшого острова. А это на секунду примерно тысячи постоянных жителей, 8 млн евро годовой бюджет. 60 % из которых — взносы меценатов. 40 % — кафешки, концерты и интересная улица с марихуаной.
В экопоселениях я видел эффективные пекарни, но они были не кустарные, а профессиональные с хорошими инвестициями. Развозили выпечку в города, в булочные бутики по хорошей цене.
Я вообще склоняюсь к тому, что экопоселения не для бедных и преимущественно это товары премиум-класса. Или другой путь — экономика дарения, когда указывается рекомендуемый донейт за товар, а положить можно и больше.
Фермы коммуны, которые выращивают пищу для дорогих ресторанов с историей, типа Сванхольм в Дании, сами признавались, что дело не очень. Хотя они еще те ярые коммуняки и внутри все средства подотчетны, даже карманные расходы на пломбир. Но за 40 лет удостоверились, что экономика работает лучше.
Волонтерство. Все берут волонтеров по ESC-программам. ЕС выделяет сотни миллионов евро, зачем отказываться. И это реальный приход в экономику и в деньгах, и в рабочей силе, и в «клей» сообщества, молодая кровь.
Но мы пока то ли гордые, то ли ленивые, этой культуры нет, надо кучу документов заполнять, чтобы сертифицироваться. Гемор.
Лучше сами. Главное вовремя посадить! Так работают у нас те, кого я называю «трудовые коммуны». Вырастить и продать на город. Молиться за дожди и за урожай. И за местных, чтобы не забухали на прополку.
Однако эта экономика тоже работает, но не у всех. Очень зависит от личных характеристик людей в сообществе. Потому что не каждый горожанин может в поле пахать. Это дело не для слабаков. Я вот не смог, столько форс-мажоров, эта экономика не для меня.
Батончики, шоколадки, сыры, мед, масла и другие переработки, так же, как и шитье, столярка, печка, ковка и тому подобное. Хорошо работает до определенного уровня и объема. А потом, когда поток начинается, возникает вопрос выгорания, рутины, проседания заказов и, опять же, инвестиций в цеха и оборудования. Кадры еще та головная боль.
И вопрос: зачем? То есть для чего ехать жить в экопоселения, чтобы так впахувать. Кто-то втягивается, включает харизму, всю семью, соседей, детей.
Кто делегирует, кто-то переводит это все в курсы, тренинги.
Кто-то нажимает на стоп. Потому что экопоселения — это не про пахать, это о гармонии, размеренности и поиске смыслов.
Отлично, мне кажется, работает-то художественное, творческое, фэшн, с большой маржой между первоначальными затратами и конечной продажей.
Кони — тоже у кого-то неплохая история. Катать гостей во время экскурсий, банька с чаями. Аренда пространства, хостелов.
Но лучше всего, наверное, себя чувствуют ретриты, там маржа значительно выше.
Я бы отнес эту экономику не столько к зеленому или образовательному туризму, как к индустрии впечатлений. Экопоселения, которые идут в эту нишу, обычно всегда людные и живут в достатке. Но здесь стоит держать баланс, чтобы гуру незазвиздився. Потому что такое тоже бывает и тогда срочно идет поиск таблеток типа социократия и ненасильственной коммуникации, потребностей и запросов. Но все это конечно то не работает. Уже поздно, в сообществе идет раскол. В духовных общинах конфликты взглядов духовных лидеров — это главная больная тема.
Но это уже совсем другая история...
Итак, с вами была рубрика «экономика экопоселений». Кто что-то знает — дополняйте, будем обсуждать еще на съезде.
Как говорят маркетологи, ваше мнение важно.