Хочу привести вам рассказ одного моего клиента, с его согласия и со следующей возможностью поставить вопросы. Ответы на которые помогут нам с вами приблизится к причинам наших жизненных проявлений.
“Мне довелось пару недель подменять коллегу из соседней типографии с которой моя компания имела стратегические партнерские отношения. И вот, большой кабинет на 7 человек плюс стол руководителя производства который по совместительству еще и консультант отдела продаж и он же выполняет функции заместителя директора, так что и дизайнерские разработки (связанные со мною также координировались этим человеком). Думаю знакомая всем картина, но 10 лет назад обычно два места занимал такого рода “управленец” ручного типа, а здесь все три.”
Будет важно внести разъяснение про “ручной тип” управления. Это такой этап отношений, где несколько ошибок разных исполнителей, привели к тотальному и уничижительному пере-проверочному состоянию процессов всех и вся. Который к сожалению, также не позволяет убрать все оплошности. Потому как, именно радение и возможности сотрудничества выстраиваются на других основаниях, предоставляя смысл для всего коллектива, который именно своим профессионализмом как и раз и должен закрывать различные производственные накладки. Но продолжим.
“Сказать про атмосферу в таком месте не упомянув про сильную дисциплину не возможно. Но на период лета и слабых нагрузок типографии её ослабили. Но не ослабла основная форма взаимодействия в общении приказной тон и повышенный голос. В первый раз смутившись я отработал своих две недели, взяв оклад подумал, что это было не так уж и сложно. Ну может ещё после поборолся с подавленным настроением, да и всё. Это было четыре года назад. В этом году, коллега которую я подменял, прямо сказала, что с руководителем житья нет. И я сразу включил стратегию нетерпения к интонациям приказов и повышенное отношение к хамству (и от заказчиков также), которое принимают дизайнеры в любых объемах, ну потому что “заказчики” платят.
К концу моего “срока”, я заметил что бухгалтер наблюдала со стороны мои парирования на большинство ситуаций (парочку я завалил, и даже просил прощения) и порой жесткие конфронтации на любые крики, даже не в мой адрес. Попробуйте работать, когда кричат на человека рядом, перекрикивая шум наушников. Позже она получила рекомендацию на моего психоаналитика, но все равно задала вопрос: “А делать то что?”.
В этом месте, я прерву рассказ так как для нас с вами он был лишь примером сложностей про взаимное недоверие и не простоту нынешних отношений в коллективах и в отношениях между заказчиками и исполнителями.
Попробуем с максимальной деликатностью заглянуть глубже в происходящее. Что если повышают голос на одного, а все молчат, значит кричать можно, нормально и это будет подходить к любому в коллективе. То есть, у руководителя сложилась компенсирующая модель, и она “открикивает” что-то своё, а остальные сами её в этом принимают своим большинством. Дальше этот способ “общения” передается, и может быть причиной, но уже своего “приказного тона”, к примеру дома. Потому что он не смог попросить руководителя “не разрушать” его своим криком. Ведь на работе такой вид поведения и отношения к другому человеку получил легитимность, то есть принят и молчаливо одобрен большинством. И вроде как всем известно, что с мечом придя, от меча и погибнешь, но здесь возникает “какой-то” пробел перед этикой, то есть каким-то законным и добрым расположением к Другому, где он может быть воспринят без предвзятостей и памятования о старых ошибках. Но в такой “атмосфере” внутреннее давление создаётся из дня в день. И выход из этого круга, еще не ясен.
Но можем посмотреть еще и так, что кукла которую наказывают - молчит, то “карабас” будет уверен, что всё хорошо. И стоит заговорить хотя бы, чтобы ситуация стала “виднее” в ее возможных причинах.
Возьмите в пример любой частный случай давления от повышенного голоса и приказных интонаций: семья, коллектив, класс, группа и всякий раз настоящее в общении и понимании, будет создаваться приемами направленными на заботу и раскрытие потенциалов, чем что-то другое.