Для современного мира определяющими являются тренды глобализации, информатизации общества, распространения и осложнения международных отношений. Переход к постиндустриальному цифровизованному образу жизни влияет на все сферы деятельности. Исключением не стала и отрасль обеспечения национальной безопасности государства. Традиционные подходы оказываются недостаточно эффективными в современных условиях, нуждаются в существенном совершенствовании.
Ведущим направлением обеспечения национальной безопасности является внешний вектор. В условиях неопределенности международной ситуации, значительного количества субъектов внешней политики, высокого риска возникновения угроз национальной безопасности страны одной из ведущих целей системы обеспечения национальной безопасности является владение актуальной информацией о текущей международной ситуации. В контексте диджитализации общества и инновационного развития, указанных выше, для достижения этой цели предложено применять OSINT-разведку.
Под OSINT-разведкой в безопасностеведческих исследованиях понимают методологию поиска, сбора и дальнейшей обработки информации из общедоступных источников. Такими источниками могут быть СМИ, публичные отчеты государственных учреждений, данные дистанционного зондирования Земли, научная периодика, интернет-ресурсы.
Применение OSINT имеет ряд преимуществ:
Теоретическое обработки организационно-правовых основ осуществления поддержки принятия решений в сфере национальной безопасности с использованием технологий OSINT-разведки позволило определить функции государства в сфере обеспечения национальной безопасности как такие, которые заключаются в формировании и поддержке национальной системы комплексного мониторинга, выявления, анализа, прогнозирования и предупреждения возможных рисков и угроз, реализации целевых и научно-технических программ обеспечения национальной безопасности, а также формировании, поддержании и содействии развитию системы национальной безопасности. Под системой национальной безопасности понимаем организованную государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, осуществляющих согласованные действия в рамках законодательства Украины.
Мировая практика применения технологий OSINT-разведки подтверждает их эффективность. Значительный опыт активной интеграции концепции «OSINT» в политику поддержки принятия решений в сфере национальной безопасности характерен как для США, так и для стран Европы (Италия, Испания, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Болгария, Бельгия). Процентная доля полезных разведывательных данных, полученных из открытых источников, доказывает результативность OSINT-подхода в организации разведки (например, бывший руководитель РУМО США Сэмюэл Уилсон утверждал, что 90 % разведывательных данных получено из открытых источников).
Обновление применимых технологий и подходов организации разведки особенно актуально для Украины в условиях гибридной войны. Несмотря на то, что Российская Федерация ведет против Украины информационную войну, опираясь прежде всего на средства массовой информации, анализ контента страны-агрессора может оказаться весьма эффективным. Однако ряд положений организационно-методологической основы активного применения в Украине OSINT-разведки в поддержке принятия решений в сфере национальной безопасности недостаточно разработан.