В США кот Ларри с наглым пранком проник в круги авторитетных ученых

3 хв на прочитання08 Серпня 2024, 10:40
Кіт Ларрі с Майклом Річардсоном (батьком Різ Річардсон) / @ Science.org, Kelly Richardson

Эксперимент ученых с чувством юмора сделал кота часто цитируемым молодым ученым

Хорошо всем знакомое сказочное «кот ученый» в наши дни рискует потерять признаки фантастики. И не потому, что эти четвероногие смотрят на «кожаных» так, словно уже давно познали дзен, а люди до сих пор бродят в дешевой суете. Нет. А потому, что кошки выбились в люди. Хвостатые служат при королевском дворе в Британии и контролируют работу правительства страны. Поступают на службу советниками в МИД Литвы. Получают степень доктора в Университете Вермонта. Работают надзирателями во французском Лувре. Служит кот в Каневе на горе Тараса. Коту в Киеве присвоили звание майора, потому что трудится он в ГСЧС.

Это реальные истории, таких – сотни. И сегодня, в официальный День кота, расскажем еще одну. Эксперимент ученых с чувством юмора сделал в США кота часто цитируемым молодым ученым. Фейковые статьи кота-ученого набрали более 130 цитирований на международной научной платформе. Этот случай показывает серьезные недостатки в системе оценки публикаций в профильных журналах.

Обычно для оценки значимости ученого и его статей используют индекс Хирша. Этот показатель отражает количество работ, опубликованных ученым, и сколько раз на них ссылаются в других исследованиях. Но насколько объективно работает система?

Испытать ее решили аспирант кафедры метанауки и вычислительной биологии Северо-Западного университета (США) Риз Ричардсон и специалист по поиску нарушений в научных исследованиях Ник Уайз. Они провели остроумный эксперимент: создали фейковый профиль ученого и разместили его «исследования» на сайте ResearchGate. Это популярная и авторитетная научно-информационная социальная сеть. Здесь следует уточнить, что ученого на самом деле зовут Ларри, и он – кот. Мяу!

Исследователи опубликовали 12 статей по математике от имени Ларри Ричардсона и зарегистрировали еще 12 вымышленных авторов, «цитировавших» каждую из них. В результате получилось 12 исследований с 12 упоминаниями у каждого, что наградило Ларри индексом Хирша, равным 12.

А Google Scholar, ресурс поиска научных публикаций, отфильтровал поддельные исследования Ларри. Правда, с этой задачей он не справился. Потому что принял за фейк только одну статью. Таким образом, у кота остались 11 научных трудов и 132 цитирования из 144 исходных. Упоминания работ, написанных Ларри, отображались целую неделю, пока Google Scholar не удалил их. А профиль кота-ученого еще долгое время отображался в поисковике.

Ларри не против пранка, за свои старания получил кусок хорошей колбасы. А настоящим ученым теперь есть над чем задуматься. Если в их ряды так легко вписался пушистик, который за свою жизнь не написал ни слова.

Больше новостей читайте на GreenPost.