Вверх
Дать отзыв

День повитухи: почему в эту профессию брали не всех и куда она исчезла

Сегодня это слово вернулось к активному словарю и стало встречаться даже чаще, чем модное «доула».

4 мин на прочтение08 Января 2024, 19:32
Изображение сгенерировано ИИ Изображение сгенерировано ИИ
Поделиться:

Украина отмечает День повитухи 8 января. Еще недавно повивальные бабки казались чем-то вроде фольклорных персонажей, но уже сегодня это слово вернулось к активному словарю и начало встречаться даже чаще, чем модное, но иностранное «доула».

Первые упоминания представительниц этой сугубо женской профессии содержатся в египетских папирусах 1900—1550 годов до н. е.

Известно, что в дохристианской Европе повитуха была жрицей или знахаркой. Она не только руководила родами, но проводила инициационные обряды после рождения ребенка. Поэтому с принятием христианства в Западной Европе отношение к повитухам существенно ухудшилось — их могли винить в применении чар или просто нарушении Божьей воли «рожать в муках». Между тем, в восточноевропейских обществах статус повитухи оставался высоким вплоть до ХХ в. И Украина не была исключением.

Баба-повитуха (пупорезка, приёмница, пуповязница) считалась посредницей, помогающей душе перейти из одного мира в другой. Повитуха не только помогала женщине разродиться, но и проводила обряды, которые должны были защитить ребенка от злых духов.

Бабу-пупорезку в дом приглашал муж роженицы. Баба не могла отказать, потому что считалось, что это «Божий труд».

Повитухой могла стать только женщина, у которой по меньшей мере трое детей и у которой уже началась менопауза.

Интересно, что в Украине умершей бабе-повитухе клали в гроб палку и привязывали к поясу платок с маком. Считалось, что на том свете на нее нападут души умерших за то, что помогала им родиться для горькой земной жизни, и если она не успеет отбиться палкой, то разбрасывает мак — пока души будут подбирать маковое зерно, повивальная бабка попытается от них убежать.

Конечно, такой подход к родам не мог существовать в СССР. Борьба с повитухами являлась частью общественной кампании за расширение советской медицинской системы. Однако на начальном этапе введения профессиональной медицинской помощи роженица еще имела выбор между акушеркой и повитухой. Этнолог, доктор исторических наук Елена Боряк рассказывает, что длительное сосуществование повитух вместе с дипломированными акушерками стало возможным и благодаря тому, что сложилось своеобразное явление: практика «кушерки» и повитухи значительно не отличалась. Как первая, так и вторая были хорошо осведомлены в своем родовспоможении — это при том, что у них изначально определялись разные позиции: первая прошла курс обучения, а вторая не имела образования вообще. Обе воздерживались от резкого вмешательства в ход родов, не применяли медицинских инструментов, выполняли требования антисептики и гигиены, в случае осложнений обращались к врачу или просили отвезти роженицу в роддом. Однако со временем обстоятельства «выбора» между повитухой и акушеркой становились все жестче. По мере того, как помощь медицинских кадров становилась доступнее, наступление на «бабок» становилось более активным. Согласно устным показаниям, повитух начали вызывать в сельский совет, где строго предупреждали о недопустимости их практики — «не имеешь права, не имеешь диплома, ты не обучена, нет у тебя науки той, не приступишь ни к одной женщине, потому что мы вышлем. И она [повитуха] стала отказываться, потому что властью запрещено, говорила - я не уйду никуда».

«И все же, в этих исторических условиях проявился определенный феномен повитухи — несмотря на все мероприятия и победоносные реляции о победе "нового образа жизни", народный институт родовспоможения в лице повитухи продолжал существовать. В определенной степени этому способствовали и обстоятельства исторического бытия ХХ ст. с его катаклизмами – войнами, голодомором, насильственной коллективизацией, тяжелыми условиями принудительного труда в колхозе. Как следствие, все это время обычная "бабка" и ее повивальное ремесло десятилетиями оставались стабильно востребованными, а повивальная бабка олицетворяла собой "альтернативную" сельскую медицину, стержнем которой были "натуральные", естественные роды. В итоге научному акушерству (если его отсчитывать со времени создания первых медицинских образовательных учреждений до окончательного исчезновения "бабок") для своей окончательной победы, по большому счету, понадобилось почти два столетия», — говорит Елена Боряк.

Да, несмотря на изменения в современном мире, существует определенное количество повитух, которые придерживаются древних традиций и верований. Они делают все возможное, чтобы сохранить эти ценные ритуалы для будущих поколений.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.